Антонио Грамши.Биография  

Детство
Антонио Грамши был четвёртым из семи детей в семье мелкого служащего Франческо Грамши. Ещё в юности у Грамши проявился интерес к литературе. Ранее увлечение социализмом брата Дженнаро (итал. Gennaro) сильно повлияло на его дальнейшее развитие.
В 1897 году его отец по подозрению в злоупотреблении служебным положением был посажен в тюрьму на 5 лет. Вскоре после этого его мать с детьми переехала в Гиларцу, где Антонио окончил начальную школу. В 11 лет он на два года поступил на работу в налоговую службу в Гиларце, чтобы помочь своей семье, чрезвычайно стеснённой в материальном плане. Тем не менее, он продолжил учиться самостоятельно, и в конце концов вернулся в школу, где обнаружились его блестящие способности по большинству предметов.
Политическая деятельность
В 1911—1914 годах, благодаря премии на учёбу для нуждающихся студентов из провинций бывшего Королевства Сардинии, учился в Туринском университете на филологическом факультете. В числе других студентов-претендентов на эту премию был и Пальмиро Тольятти, будущий главный секретарь Итальянской коммунистической партии (ИКП).
В 1915 году, несмотря на перспективы успешной академической работы, он стал активным членом Итальянской социалистической партии и начал активную журналистскую карьеру.
В годы Первой мировой войны редактировал туринский социалистический еженедельник «Il Grido del Popolo» («Крик народа»), одновременно сотрудничая с туринским изданием социалистической газеты «Avanti!» («Вперёд!»). Грамши проявил себя как выдающийся представитель молодого поколения итальянских революционеров, начавших борьбу против реформизма в социалистической партии. В 1917 году принял участие в создании внутри партии «Революционной фракции непримиримых». После антивоенного вооруженного восстания в Турине в августе 1917 года был избран секретарём местной секции социалистической партии.
Октябрьская социалистическая революция 1917 года послужила активизирующим фактором его деятельности. В условиях послевоенного революционного подъёма в Италии Грамши выступил инициатором движения за создание фабрично-заводских советов, которое стало своеобразной формой борьбы итальянского пролетариата за власть в 1919—1920 годах. В мае 1919 года вместе с П. Тольятти, У. Террачини и другими молодыми социалистами создал еженедельник «L''Ordine Nuovo» («Новый порядок»). В январе 1921 года стал членом новообразованной Итальянской коммунистической партии.
В 1922—1923 годах Грамши был делегатом от ИКП в Исполкоме Коминтерна и жил в Советском Союзе. 25 ноября 1922 года произошла его встреча с В. И. Лениным. В это же время он женится на Юлии Апполониевне Шухт (1896—1980), дочери революционера А. А. Шухтова, близкого друга семьи Ульяновых и лично В. И. Ленина. Ю. А. Шухт родила Грамши двух сыновей. В мае 1924 года Грамши вернулся в Италию. В том же году по инициативе Грамши создана ежедневная газета партии «l''Unità» («Единство»). Возглавляя в 1924—1926 годах парламентскую группу коммунистов, Грамши выступал с трибуны палаты депутатов с жёсткой критикой политики фашизма.
Тюремное заключение
8 ноября 1926 года за революционную деятельность фашисты арестовали Грамши и сослали на остров Устика. В 1928 году фашистский трибунал приговорил его к 20 годам тюремного заключения (затем в результате нескольких амнистий этот срок был сокращён — он истекал в 1937 году). Там и были написаны почти три тысячи страниц, составивших ядро творческого наследия Грамши — знаменитые «Тюремные тетради». Кроме того, интерес представляют его письма к Татьяне Шухт, сестре его жены, и к другим (всего писем насчитывается около 500). Большую часть заключения Грамши провёл в тюрьме в Тури (около Бари).
Кроме родных и близких, Грамши очень помог его друг, экономист Пьеро Сраффа, который на свои деньги покупал книги, нужные Грамши в тюрьме. Тяжёлые условия жизни в тюрьме подорвали его здоровье, и через несколько дней после формального освобождения Грамши умер от кровоизлияния в мозг, ставшего следствием очень напряжённой и тяжёлой жизни. Был кремирован и поспешно захоронен (в присутствии только брата Карло и свояченицы Татьяны) на римском монументальном кладбище Верано (см. итал. Cimitero del Verano). Однако, в соответствии с волей покойного и его товарищей по партии, его прах — следуя его атеистическим убеждениям — был после освобождения Италии перезахоронен на Римском некатолическом кладбище (Тестаччо).
Творческое наследие

Антонио Грамши оставил после себя многочисленные труды по вопросам истории, философии и культуры.
Мысль Грамши концентрируется вокруг основополагающих задач развития общества: политических, социальных, культурных, философских, экономических, исторических и других. Одним из важнейших направлений мысли Грамши является теория гегемонии. В своих работах он тщательно анализирует марксизм, который называет «философией практики» (в его работах подчёркивается неразрывная связь теоретических построений и реальной деятельности).
Грамши утверждает необходимость контакта между «простыми людьми» и интеллигенцией, считая необходимой борьбу за интеллектуальное возвышение масс. Задача интеллигенции — донести «высокие» достижения культуры до народных масс, популяризовать их, превращая тем самым в основу для практической деятельности. Грамши отстаивает идею общественно-активной роли искусства, ответственности писателя перед народом.
Критикуя упрощения марксистской теории, сведение к механистичности, жёсткой детерминированности, Грамши пишет по поводу вульгаризации проблемы соотношения базиса и надстройки марксизма: нельзя «…представлять и объяснять любое колебание политического и идеологического барометра как непосредственное выражение изменений в базисе…».
В записях, которые Антонио Грамши вел в тюрьме в первой половине 1930-х годов, он попытался всесторонне проанализировать феномены фашизма и тоталитаризма как результат кризиса политических и социальных структур в Италии и Европе в первые два десятилетия XX века. Как он считал, политическая диктатура явилась результатом неспособности правящего класса получить поддержку широких социальных групп. Авторитаризм есть форма «пассивной революции», попытка верхов проводить модернизацию экономики, не меняя социальных структур.
С целью выхода из тупика тоталитаризма Грамши предлагает комплекс «интеллектуальных и духовных преобразований, которые совершат на национальном уровне то, что либерализму удалось сделать лишь для блага узких слоев населения».
В советское время его теория утаивалась от широкого круга читателей, публиковались только выборочные произведения, хотя он и признавался значительным марксистским философом и был «канонизирован» ещё в сталинские времена.
Труды
Gramsci A. Quaderni del carcere. A cura di V. Gerratana. Torino, 1975
Грамши А. Избранные произведения: Т. 1—3. — М., 1957—59.
Грамши А. Статьи из «Ордине нуово». — Проблемы революции. — Проблемы культурной жизни / Грамши Антонио. — М.: Госполитиздат, 1960. — 126 с.
Грамши А. О литературе и искусстве / Пер. с итальянского Э. Егермана и В. Бондарчука. Авт. предисл. и ред. А. Лебедев. — М.: Прогресс, 1967. — 263 с.
Грамши А. Избранные произведения: [пер. с итал.] / [Под общ. ред. И. В. Григорьевой и др.; Вступит. статья Г. П. Смирнова; Примеч. И. В. Григорьевой, К. Ф. Мизиано]. — М.: Политиздат, 1980. — 422 с.
Грамши А. Формирование человека (Записки о педагогике) / Грамши А. — М.: Педагогика, 1983. — 224 с.
Грамши А. Тюремные тетради. Часть первая. — М.: Издательство политической литературы, 1991. ISBN 5-250-00897-6
Грамши А. Искусство и политика. архивный файл
[править]Из «Тюремных тетрадей»
Грамши А. Проблемы культуры. Фетишизм.
Грамши А. Критерии литературной критики.
Грамши А. Литературная критика. текст
Грамши А. Партии, государство, общество.
Грамши А. Автобиографические заметки.
Грамши А. Возникновение интеллигенции.


На главную
теория



Hosted by uCoz